Вопрос
Добрый день, подскажите, каким образом наиболее целесообразно содействовать развитию художественной одаренности в детском саду?
С уважением, Виктория Владимировна Сергеева, воспитатель.
14.12.2020
Ответ
Уважаемая Виктория Владимировна, спасибо за Ваш вопрос!
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их приоритетных задач современной системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов и воспитателей для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, может привести к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Главная сложность в понимании и оценке проявления какой-либо одаренности в годы детства заключается в том, что необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, спонтанным и связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на «среднего» дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков, шаблонов и стереотипов.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Способности развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребенок дошкольного возраста, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря – приносить радость, удовлетворение.
Развитие художественной одаренности предполагает два обязательных этапа:
овладение спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего;
приобщение к миру общечеловеческих ценностей через опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценку произведений искусства.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
приобщая детей к искусству мастеров;
организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Одаренные дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» – это высокая познавательная потребность.
Натан Семенович Лейтес, советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор, описал эту невероятную потребность одаренных детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одаренного ребенка».
Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников могут оказать сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Применяя разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр. Вы будете содействовать развитию воображения. Ваши занятия должны быть свободным творческим процессом, где нет слова «нельзя».
Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, Ваши занятия могут сопровождаются мелодичной музыкой, которая позволит детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Занятия могут проходить в необычной обстановке за столами, а, возможно, Вы организуете занятие на большом ватмане, расположенном на ковре.
Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков – определенные цветовые пятна, то можно «нарисовать музыку» в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.
Таким образом, приобщать детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства следует как можно раньше, создавая предпосылку для дальнейшего уже самостоятельного пути. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303