Междисциплинарные проекты

Вопрос:

Коллеги! Поясните, пожалуйста, какие проекты можно считать междисциплинарными.

Валентина Петровна,
педагог дополнительного образования

 

Ответ:

Уважаемая Валентина Петровна!

Под междисциплинарностью можно понимать современный способ взаимодействия между науками, искусствами и технологиями в процессе онтологического познания окружающей нас действительности. Согласно каноническому определению под междисциплинарностью понимается способ расширения научного мировоззрения, который заключается в рассмотрении того или иного явления, не ограничиваясь рамками одной дисциплины. Междисциплинарность позволяет использовать множество идей и подходов, присущих различным наукам и искусствам, но не образует при этом из них хаоса, а напротив рождает качественно новое знание.

Сегодня идея осуществления инновационной образовательной деятельности на основе сращивания фундаментальных наук и прикладных технологий воплощается в идее междисциплинарных проектов.

Междисциплинарный проект – это проект, для осуществления которого необходима интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.

Междисциплинарный проект занимает значительное место в современной организации учебного процесса и является одним из способов, с помощью которого можно подчеркнуть принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в школе.

Привлекая междисциплинарные проекты к учебной деятельности, достигается весьма значительный образовательный эффект.

Междисциплинарные проекты помогают учащимся:

понять, что многие проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин;

осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные в междисциплинарном проекте, позволяют приблизиться не только к более глубокому пониманию проблемы, но иногда даже конструировать новое понимание, к которому невозможно прийти без освоения необходимого содержания нескольких предметов.

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расширению кругозора и формированию мировоззрения.

В ходе выполнения междисциплинарных проектов формируются не только предметные компетентности по литературе, технологии, изобразительному искусству, музыке, окружающему миру, но и происходит формирование всего спектра метапредметных компетентностей обучающихся.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одна из задач учителя – формирование у учащихся метапредметных компетенций. Именно метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

Признаки метапредметных компетенций: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения, необходимые в любой сфере деятельности, мы, педагоги, можем сформировать у учащихся, вовлекая их в проектную деятельность.

Интегральные междисциплинарные проекты с широким использованием современных информационных технологий для их выполнения и презентации являются эффективным средством индивидуального сопровождения высокомотивированных детей, реализации их творческого потенциала.

Мониторинг «Состояние системы работы с одарёнными детьми в Тамбовской области» 2018 года показал, что в регионе проводятся конкурсы междисциплинарных проектов:

в Жердевском районе – конкурс метапредметных проектов на английском языке;

в Кирсановском районе – муниципальная научно-практическая конференция старшеклассников и студентов «Первые шаги в науку», для дошкольников и учащихся 1-7 классов научно-практическая конференция «Начало»;

в Моршанском районе – Региональная научно-практическая эколого-краеведческая конференция имени академика И.В. Тананаева;

в Петровском районе – районная научно-практическая конференция учащихся «Шанс»;

в Уваровском районе – конкурс творческих работ «Сиреневая карусель»;

в Умётском районе – конкурс проектов «Мои первые опыты»;

в г. Уварово – конкурс дизайн-проектов «Формирование комфортной городской среды».

Познакомиться с опытом проведения конкурсов междисциплинарных проектов в Жердевском районе, Моршанском районе, г. Уварово, г. Тамбове можно по ссылке https://yadi.sk/i/hcn6F4VAjTgDrQ

 

С.Н. Калинина, методист
регионального ресурсного центра
выявления и поддержки одарённых детей

 

 

 

.

Поделиться