О проектном методе в системе образования

методический консультпункт

 

Все консультации

 

 


Вопрос

Доброго времени суток. Мой ребенок учится в 7-м классе и уже постоянно говорит о своих проектах и исследованиях. Какую роль выполняют эти проекты с обучающей точки зрения помимо творческой?

Краснянова С.В., родитель
25.06.2020

Ответ

Приветствуем нового участника нашей дискуссии в методическом консультационном пункте! Мы всегда очень рады новым вопросам, которые приходят на нашу почту odardeti68@yandex.ru

Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего скажем, что и родители, и педагоги должны понимать, что проектирование – это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. А вот именно исследование – это творчество «в чистом виде». Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе и допускает бесконечное движение.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в процессе обучения, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а, следовательно, можно и нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане педагогам важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В современной литературе нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя между ними есть существенная разница. Первым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными понятиями должно быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представлениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Слово «проект» происходит от латинского «ргоjectus», что означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Что же мы можем сказать об исследованиях? Слово «исследование» понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – это изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определенной, заранее запланированной задачи. Другое дело, что учащиеся под руководством педагога могут выполнить исследовательский проект. Исследование с заранее поставленной задачей и спрогнозированным результатом.

Актуальность овладения учащимися основами проектирования обусловлена тем, что проектная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Овладение технологией и логикой проектной деятельности в школьный период может стать одним из факторов развития социальной активности учащихся, а также в дальнейшем может обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.

Достижение успеха во многом зависит от способности человека организовывать свою жизнь как проект: необходимо определить перспективу развития, далее наметить план действий, которые предстоит осуществить и, осуществив его, оценить, насколько удалось достичь поставленных целей. Результаты некоторых исследований показали, что большая часть современных лидеров в бизнесе, спорте, политике и искусстве – это люди, которые обладают проектным типом мышления.

С точки зрения образования важно, что проектный метод может являться достаточно эффективным инструментом развития интеллектуальных способностей, личностных компетенций и креативности ребенка в процессе обучения.

В настоящее время у Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей накапливается опыт сопровождения проектной деятельности учащихся в условиях тесного взаимодействия с Образовательным центром «Сириус» и Фондом «Талант и успех»: в рамках Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» учащиеся общеобразовательных организаций Тамбовской области проходят отбор и представляют свои проекты перед компетентным жюри.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей

 

Поделиться