Вопрос:
Сейчас очень часто упоминается такое качество как «креативность», особенно, когда речь идет о конкурентоспособных и эффективных работниках самых разных сфер. Существуют ли способы влияния на развитие кративности ребенка? Можно ли каким-то образом ускорить процесс формирования креативности или сделать его более эффективным?
Оксана Константиновна М.,
учитель начальных классов
Ответ
Добрый день, Оксана Константиновна. Ваш вопрос очень важен, и для начала нам нужно разобраться с понятием «креативность». Исследования психологов показывают, что креативность и интеллект являются разными понятиями, так как люди с высоким уровнем интеллекта не всегда обладают креативностью. По мнению А. Маслоу, свойства творческой личности являются врожденными, однако они могут теряться в процессе взросления под влиянием образовательной и социальной систем. Креативность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в способности личности искать и создавать оригинальные идеи, отличающиеся от уже созданных по стандартным нормам и правилам. Каждый человек, непосредственно связанный с творчеством знает, что креативное мышление – это путь к неповторимости и оригинальности в любом виде деятельности.
Российским ученым Д.Б. Богоявленской была выведена формула измерения творчества, которую она интерпретировала как «интеллектуальную инициативу». Основную роль в становлении творческого поведения личности играют различного рода мотивации, определенные ценности, личностные черты человека. К списку прямых особенностей творческого мышления относятся: когнитивная одаренность личности, некая «чувствительность» к решению проблем, а также определенная независимость во всех сложных жизненных обстоятельствах.
Необходимо подчеркнуть, что креативность развивается в ходе творческой деятельности, в процессе которой ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от ее итога. В ходе творчества ребята способны воплотить свое собственное представление о ценностях и проявить индивидуальные качества.
Существуют самые разные методики раскрытия потенциала креативности у обучающихся всех возрастов: от дошкольного до старшего школьного. Мы предлагаем вспомнить о методе интеллект-карт, созданном американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. Возможности, которые предоставляют интеллект-карты, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным и креативным. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
В начале занятия с интеллект-картами лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его.
В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки нужно дорисовать к «главной идее» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждую ветвь нужно подписать. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.
На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова. Ключевые слова нужно писать очень разборчиво печатными буквами. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры).
Различными стрелками отмечаются связи между различными идеями. Развитие креативности ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который можно рекомендовать в том числе приславшей вопрос в наш консультационный пункт Оксане Константиновне – учителю начальных классов.
Приведем слова автора метода интеллект-карт – Тони Бьюзена, которые лучше всего иллюстрируют главную идею метода: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль, могут быть представлены в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это — то, что мы называем памятью, т.е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времен, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Рис. 1. Пример интеллект-карты по русскому языку.
Рис. 2. Пример интеллект-карты по истории.
Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» — Регионального модельного центра дополнительного образования детей