Вопрос:
В настоящее время проводятся конкурсы, в рамках которых необходимо выступать перед экспертной комиссией – защищать свою исследовательскую работу, проект. Насколько владение ораторским искусством влияет на результат такого рода конкурсов? Можно ли этому обучиться и что делать, если нет врожденного дара оратора?
Дарья Сергеевна Нефедова
Ответ:
Уважаемая Дарья Сергеевна, безусловно, владение навыками ораторского мастерства определенным образом влияет на успех защиты любого проекта. Кроме того, навыки публичного выступления обязательно пригодятся в будущем для успешного продвижения креативных идей нового поколения специалистов самых разных сфер науки, искусства, эффективного менеджмента. Публичные выступления относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. Популярные сегодня профессиональные Soft skills («гибкие навыки») позволяют человеку быть успешным независимо от направления, в котором он работает.
Soft skills – это, в том числе, межличностное общение, умение вести переговоры и выступать перед публикой. Отвечая на Ваш второй вопрос, необходимо подчеркнуть, что психологи отмечают: людей, которые абсолютно неспособны к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина неуспеха — это внутренний страх, который связан, в первую очередь, с неуверенностью в себе и низкой стрессоустойчивостью.
Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что человек говорит, а какую реакцию у слушателей вызывают его слова. Умение выступать на публике является одним из качеств, тесно связанных с эмоциональным развитием, когда человек сталкивается с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учится привлекать их на свою сторону.
Успех выступления предопределяется тремя компонентами: хорошим эмоциональным состоянием, тщательной подготовкой и собственно навыками публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления и проработку всех вопросов, которые может задать аудитория. Перечислим навыки, которые необходимы для успешного публичного выступления:
навыки риторики;
навыки логики в части построения выражений и последовательности их развертывания;
навыки аргументации в том случае, если по окончании выступления кем-то из публики(или жюри) будут заданы вопросы;
навыки контраргументации (в том случае, если по окончании выступления в аудитории развернется дискуссия).
Перед выступлением необходимо выполнить подготовительную работу, включающую в себя следующие шаги.
- Нужно сформулировать главную идею выступления.
- Необходимо тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы.
- Подготовить слайдовую презентацию и включить в нее необходимые схемы, иллюстрации, графики.
- Определить моменты в ходе выступления, когда стоит обратиться к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать или вспомнить – это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на отдельных аспектах обсуждения и значительно повысит эффективность восприятия.
- Когда речь уже подготовлена, желательно записать ее основные положения или тезисы на отдельный лист бумаги.
- Произнести речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Такая предварительная тренировка снизит волнение, позволит почувствовать себя уверенно и увеличит шансы на успех.
При подготовке выступления учащемуся обязательно помогает педагог (руководитель проекта, наставник). Кроме того, существуют специальные упражнения и тренинги, позволяющие индивидуально проработать проблемы, связанные с волнением. Специалистами регионального центра выявления и поддержки одаренных детей осуществляется адресная консультационная методическая помощь при подготовке учащихся к конкурсным мероприятиям.
Например, в 2020 году в рамках проведения Зимней Школы для участников регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», кроме занятий, которые были посвящены проектной и исследовательской деятельности, было организовано обучение навыкам публичных выступлений.
Овладение учащимися ораторским мастерством – одно из важных условий успешной самореализации, социализации молодых людей.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8(4752) 42-95-30 (доб.1303) – Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одарённых детей