Траектория индивидуального сопровождения

Вопрос:

Уважаемые коллеги! У нас в школе в десятом классе учится мальчик, у которого, безусловно, большие способности по химии, он победитель регионального этапа всероссийской предметной олимпиады школьников. Я классный руководитель в этом классе, хочется мальчика профессионально сориентировать, выстроить путь интеллектуального роста или, как сейчас принято говорить, «построить траекторию индивидуального сопровождения». Как это сделать? Расскажите, пожалуйста.

Тамара Николаевна

Ответ:

Уважаемая Тамара Николаевна!

Спасибо за актуальный вопрос. Вы абсолютно правы, для ребёнка, который выделяется яркими и очевидными способностями, по сравнению с другими учащимися, необходимо выстроить траекторию индивидуального сопровождения.

Для индивидуального сопровождения одарённого ребёнка необходимо использовать весь спектр возможностей, имеющихся в образовательной организации, в муниципалитете, в регионе и в стране.

Траектория индивидуального сопровождения выстраивается, прежде всего, исходя из интересов самого ребёнка. Если в образовательной организации нет ставки тьютора, то полномочия по тьюторскому сопровождению данного ребёнка возлагаются либо на Вас (классного руководителя), либо на определённого педагога.

Ключевые аспекты индивидуального сопровождения одарённого ребёнка:

организация обучения посредством индивидуального учебного плана;

построение индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования (Лист индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования – Приложение 1);

использование в образовательном процессе дистанционных технологий;

организация обучения у специалистов высокого уровня (преподавателей вузов, у профессионалов своего дела);

участие одарённого ребёнка в конкурсных и олимпиадных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней;

постконкурсная поддержка и сопровождение;

вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность;

участие в сменах Образовательного центра «Сириус» в г. Сочи, в сменах Московского физико-технического института в рамках проекта «Наука в регионы» и других вузовских программах(очных, очно-заочных, дистанционных);

участие в сезонных школах для одарённых детей;

участие в летних профильных сменах, ориентированных на детей, проявляющих способности в различных видах деятельности;

организация работы по профессиональной ориентации данного ребёнка;

психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение одарённого ребёнка.

Исходя из предложенной модели, можно выстроить примерную траекторию индивидуального сопровождения одарённого ребёнка (Приложение 2).

Тамара Николаевна! Как пример, траектория индивидуального сопровождения для учащегося десятого класса, проявляющего незаурядные способности по химии, может включать:

обучение по индивидуальному учебному плану в средней общеобразовательной школе (2018-2019 учебный год);

обучение на подготовительном отделении МГУ в г. Москва в рамках инновационной общеобразовательной программы «Дистанционные подготовительные курсы по предметам» – подготовка к ЕГЭ, к олимпиадам, к поступлению в вуз (2018-2019 учебный год);

вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность по химии в рамках школьного научного общества (2018-2019 учебный год);

участие в химико-математической образовательной смене в Центре «Сириус» (декабрь 2018 года);

участие в работе Мобильной электронной школы по предметной области «Химия» (сентябрь 2018 года – март 2019 года);

построение индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования (обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Химия за страницами учебника» по месту учёбы и по дистанционной программе «Химия вокруг нас» в ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональном модельном центре дополнительного образования детей;
организация работы по профессиональной ориентации на производственном объединении «Пигмент» (июль 2019 года).

Алгоритм индивидуального сопровождения может быть следующим:

1. Диагностика уровня развития способностей одарённого ребёнка проводится, соответственно, педагогом-психологом.

2. Оформление нормативно-правовой документации – это локальные нормативные акты об обучении по индивидуальному учебному плану, индивидуальному образовательному маршруту, об организации тьюторского сопровождения, договоры о взаимодействии с вузами и т.д.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты индивидуального сопровождения определяются ребёнком совместно с родителями, педагогом-психологом, тьютором, исходя из интересов ребёнка (оформляется пояснительная записка).

4. Разработка индивидуальной траектории сопровождения ребёнка.

5. Индивидуальный учебный план разрабатывается на определённый период: на период изучения темы; четверть, полугодие; на один учебный год и более, если, предположим, планируется ускоренное обучение.

6. Взаимодействие со специалистами различных ведомств, необходимое для индивидуального сопровождения одарённого ребёнка.

7. Оценка успехов учащегося на каждом этапе сопровождения и конечном временном участке.

8. Самоанализ одарённого ребёнка до прохождения по индивидуальной траектории сопровождения и после прохождения (Приложение 3).

Таким образом, собирается целый пакет документов для организации индивидуального сопровождения ребёнка.

Кроме того, тьютор (или педагог, заменяющий его) должен помочь ребёнку понять, как ему реализовать свою одарённость не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, помочь найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс, определиться в профессиональном плане.

Более подробно данная тема проработана в методических рекомендациях «Модель индивидуального сопровождения одарённого ребёнка» https://yadi.sk/i/gxdtoIcI3UA9pn

С.Н.Калинина, методист регионального ресурсного центра
выявления и поддержки одарённых детей
ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» –
Регионального модельного центра дополнительного образования детей

Поделиться