28 февраля 2017 года в Тамбовском областном музее истории медицины состоялся музейный урок «Медицина в Тамбовской губернии XIX-XX веков – от знахарского врачевания к Земской медицинской организации».
Музейный урок проводился в рамках реализации регионального межведомственного проекта «Постконкурсная поддержка и сопровождение одарённых детей».
Развитие интеллектуального потенциала получает в современной России особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей, профессиональная ориентация является одной из приоритетных задач системы образования.
Организаторами данного мероприятия являются Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» и Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовский областной краеведческий музей».
Цель проведения данного мероприятия: сопровождение детей, проявляющих способности в естественнонаучной направленности, создание условий для профессиональной ориентации учащихся.
На музейный урок были приглашены 25 учащихся шестых классов Лицея №21 г.Тамбова, проявляющие интерес к медицинской профессии.
В программу музейного урока вошли экскурсия по музейному комплексу и интерактивная программа.
Экскурсию по музейному комплексу провёл заведующий филиалом краеведческого музея Алексей Иванович Корнеев, который интересно, в форме беседы, рассказал о жизни и деятельности Архиепископа Луки (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий), российском и советском хирурге, учёном, авторе трудов по анестезиологии, докторе медицинских наук, профессоре, духовном писателе, докторе богословия, лауреате Сталинской премии. Дети узнали, что Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания – регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу).[i]
Участники экскурсии получили информацию о медиках – уроженцах Тамбовского края, получивших мировую известность: Г.А.Рябов – член-корреспондент АМН; В.С.Савельев – академик АМН, лауреат Государственной премии; Б.Д.Комаров – профессор, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН, бывший директор НИИ им. Н.В.Склифосовского; С.С.Брюхоненко – изобретатель аппарата искусственного кровообращения.
Интерактивная программа, посвящённая общим представлениям о проведении анестезии и методам дезинфекции при проведении операций, вызвала особый интерес у юных посетителей музея. Её провёл ведущий специалист музея Евгений Владиславович Яковлев.
Дети с удовольствием надели белые халаты и представили себя хирургами. Как правильно помыть руки перед хирургической операцией, сделать укол и местное обезболивание, а также как оказать первую медицинскую помощь при различных травмах, ушибах и прочих травматических случаях – вот то, с чем познакомились юные медики.
В рамках проекта «Постконкурсная поддержка и сопровождение одарённых детей» на основе межведомственного взаимодействия учреждений образования и культуры планируется проведение мероприятий различной направленности, создающих условия для многогранного, разностороннего личностного развития талантливых детей региона, для их самореализации и профессионального самоопределения.
——-
[i] Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и, тем более, общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определённые участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно-Ясенецкого на эту тему, за нее будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.